В тексте настоящего Положения сохранена терминология Указа Президента Республики Беларусь от
6 мая 2010 г. № 240 «Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами».
УТВЕРЖДЕНО Постановление Президиума Совета Федерации профсоюзов Беларуси 25.08.2010 № 180 |
(в редакции постановления Президиума Совета
Федерации профсоюзов Беларуси
( 29.11.2021 № 271)
ПОЛОЖЕНИЕ
об общественном инспекторе
по охране труда
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- Настоящее Положение об общественном инспекторе по охране труда (далее – Положение) разработано в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 6 мая 2010 г. № 240
«Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами»*, Трудовым кодексом Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О профессиональных союзах» от 22 апреля 1992 г. № 1605-XІІ (с изменениями и дополнениями), Законом Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. № 356-З «Об охране труда» (в редакции от 18 декабря 2019 г.), иными актами законодательства, регулирующими трудовые и связанные с ними отношения, а также Уставом Федерации профсоюзов. - Целями общественного контроля являются: создание здоровых и безопасных условий труда работающим; предупреждение несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, контроль за правильным и своевременным расследованием и учетом несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; возмещением в полном объеме вреда, причиненного работникам увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими своих трудовых обязанностей.
- В целях осуществления профсоюзами общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда на каждом рабочем месте (далее – рабочее место), более полной реализации предоставленных профсоюзам прав к этой работе на общественных началах привлекаются работники профсоюзных органов, профсоюзные активисты и другие члены профсоюза, способные по своим деловым качествам осуществлять общественный контроль за созданием здоровых и безопасных условий труда (далее – общественный инспектор по охране труда).
- Общественный инспектор по охране труда осуществляет общественный контроль в формах проведения мероприятий по наблюдению, анализу, оценке соблюдения трудовых и социально-экономических прав граждан (мониторинг), участия в работе коллегиальных органов, комиссий и в иных формах, предусмотренных законодательством, коллективными договорами (соглашениями), не связанных с проведением проверок (далее – контроль).
- Общественный инспектор по охране труда осуществляет контроль самостоятельно или в составе комиссий.
ГЛАВА 2
ПОРЯДОК ИЗБРАНИЯ, НАДЕЛЕНИЯ ПРАВАМИ, ПОЛНОМОЧИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ИНСПЕКТОРА ПО ОХРАНЕ ТРУДА
- Общественный инспектор по охране труда избирается на общем собрании профсоюзной группы, собрании (конференции) цеховой организации (цехового комитета), первичной профсоюзной организации (профсоюзной организации) на срок полномочий руководящего органа и осуществляет контроль по месту работы.
Руководители профсоюзных организаций всех уровней и их заместители обладают правами общественного инспектора по охране труда на протяжении всего срока пребывания в должности, независимо от того, являются ли они штатными профсоюзными работниками.
- Решениями руководящих органов организационных структур ФПБ, членских организаций ФПБ и их организационных структур, являющихся вышестоящими по отношению к первичным профсоюзным организациям, общественный инспектор по охране труда при необходимости может наделяться правами для осуществления контроля в организации в пределах соответствующих территорий (далее – контролируемый субъект).
- Количество общественных инспекторов по охране труда в организации, в том числе в ее структурных подразделениях, определяется профсоюзной организацией в зависимости от конкретных условий и производственной необходимости (численности работающих, степени рассредоточенности производственных объектов, наличия вредных и опасных факторов и т.д.).
- Список общественных инспекторов по охране труда передается контролируемому субъекту.
- Полномочия общественного инспектора по охране труда на осуществление контроля подтверждаются удостоверением по форме, приведенной в приложении 1 к настоящему Положению.
- Оформление, учет и выдача удостоверения осуществляется профсоюзной организацией, выдавшей его. Каждому удостоверению присваивается порядковый номер.
Удостоверение общественного инспектора по охране труда подписывается руководителем профсоюзной организации, заверяется печатью и выдается общественному инспектору по охране труда под роспись на период наделения полномочиями общественного инспектора по охране труда на осуществление контроля.
- Членские организации ФПБ, их организационные структуры, организационные структуры ФПБ во взаимодействии с контролируемым субъектом с учетом специфики и вида выполняемых работ организовывают обучение общественных инспекторов по охране труда.
- Обучение общественных инспекторов по охране труда проводится по примерной программе для обучения (повышения квалификации) общественных инспекторов по охране труда, утвержденной постановлением Президиума Совета Федерации профсоюзов Беларуси.
- В случае повторного избрания общественных инспекторов по охране труда проводится повышение их квалификации.
ГЛАВА 3
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ИНСПЕКТОРА ПО ОХРАНЕ ТРУДА
- Основными задачами общественного инспектора по охране труда являются:
осуществление контроля за соблюдением требований безопасности при выполнении работ (оказании услуг) работниками контролируемых субъектов;
оценка состояния условий труда работников, безопасности производственных процессов, оборудования, приспособлений, инструмента, сырья и материалов, эффективности применения средств защиты работниками;
осуществление контроля за выполнением работниками обязанностей по охране труда, изложенных в должностных и рабочих инструкциях, и требований локальных правовых актов по охране труда;
принятие мер по устранению выявленных недостатков.
- Общественный инспектор по охране труда в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции:
- регулярно осматривает состояние рабочих мест, проходов, проездов, зданий, территорий, других мест работы;
соответствие технологических процессов, станков, машин, механизмов и другого эксплуатируемого оборудования, приспособлений и инструмента, транспортных и грузоподъемных средств требованиям охраны труда;
работу вентиляционных установок и осветительных приборов на предмет безопасности;
своевременность обеспечения работающих качественными специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, организацию соответствующего ухода за ними (ремонт, чистка, стирка, обеспыливание и др.);
правильность и безопасность хранения, транспортировки и применения вредных, ядовитых, пожаро- и взрывоопасных веществ и материалов, источников радиоактивных излучений;
состояние санитарно-гигиенических условий труда на рабочих местах (температурно-влажностный режим, запыленность и загазованность воздушной среды, освещенность и др.), обеспеченность работающих санитарно-бытовыми помещениями, их состояние и содержание;
обеспечение работающих, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением или осуществляемых в неблагоприятных температурных условиях, смывающими и обезвреживающими средствами;
своевременность проведения стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда;
соблюдение законодательства по вопросам режима рабочего времени и времени отдыха, охраны труда женщин и молодежи, предоставления лечебно-профилактического питания, молока и других равноценных пищевых продуктов, организацию водно-питьевого режима;
физическое состояние работников на рабочих местах;
- участвует в:
проведении контроля за соблюдением работниками требований по охране труда в организации и структурных подразделениях
(далее – контроль за соблюдением требований по охране труда) в соответствии с локальными правовыми актами, регламентирующими осуществление контроля за соблюдением работниками требований по охране труда в организации и структурных подразделениях, системой управления охраной труда (далее – СУОТ), действующей в организации и определяющей порядок осуществления контроля;
расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
подготовке и проведении организационных мероприятий по охране труда (смотры, конкурсы, рейды и др.), осуществляет контроль за оформлением стендов и уголков по охране труда
- проводит разъяснительную работу по повышению личной ответственности работающих за соблюдение ими требований, правил и инструкций по охране труда;
- 2.рассматривает обращения, поступающие к нему от членов профсоюза;
- вносит предложения о рассмотрении вопросов, связанных с соблюдением требований охраны труда и безопасным выполнением работ (оказанием услуг), на общем собрании профсоюзной группы, заседании цехового комитета профсоюза, профсоюзного органа первичной организации или соответствующего профсоюза;
- 3.ежеквартально отчитывается о проделанной работе в профсоюзный комитет.
ГЛАВА 4
ПРАВА ОБЩЕСТВЕННОГО ИНСПЕКТОРА ПО ОХРАНЕ ТРУДА
- Общественный инспектор по охране труда, осуществляя свою деятельность, имеет право:
- осуществлять контроль за:
соблюдением требований по охране труда;
выполнением условий коллективного договора (соглашения);
- запрашивать и получать от уполномоченных должностных лиц контролируемого субъекта, органов государственного управления сведения о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях, документы, локальные акты и иную информацию по вопросам, относящимся к предмету общественного контроля;
- контролировать:
состояние условий и охраны труда на рабочих местах, на участках, в цехах и т.п.;
безопасность вентиляционных установок и осветительных приборов, оборудования, приспособлений и инструментов, транспортных и грузоподъемных средств;
обеспечение работающих специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, правильность их применения, организацию соответствующего ухода за ними (ремонт, стирка, химчистка, обеспыливание и т.п.);
своевременность проведения инструктажей по охране труда и обучения работающих безопасным методам труда;
состояние санитарно-бытовых помещений, обеспечение работающих смывающими и обезвреживающими средствами, организацию водно-питьевого режима;
соблюдение законодательства о рабочем времени и времени отдыха, об охране труда женщин и молодежи;
- обследовать состояние безопасности труда в проездах, проходах, на территориях и других местах работы;
- по решению профсоюзных органов принимать участие в:
расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
работе комиссии по контролю качества средств индивидуальной защиты;
проведении представителями нанимателя контроля за соблюдением работниками требований по охране труда в организации в соответствии с локальными правовыми актами, регламентирующими осуществление контроля за соблюдением работниками требований по охране труда в организации и структурных подразделениях, системой управления охраной труда, действующей в организации и определяющей порядок осуществления контроля;
работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию, экспертизе безопасности условий труда проектируемых, строящихся и эксплуатируемых производственных объектов, а также проектируемых и эксплуатируемых механизмов и инструментов в целях определения соответствия их требованиям норм и правил по охране труда;
проведении аттестации рабочих мест по условиям труда и получать информацию о ее результатах;
- выдавать контролируемому субъекту обязательную для рассмотрения рекомендацию по устранению выявленных нарушений требований по охране труда, локальных правовых актов по охране труда, коллективного договора (соглашения) (далее – рекомендация), фиксировать выявленные нарушения законодательства об охране труда в журналах контроля за соблюдением требований по охране труда, в том числе в журналах, которые ведутся в электронном виде, справках, актах, протоколах и др.
- выдавать рекомендации о проведении внепланового инструктажа по охране труда и внеочередной проверки знаний по вопросам охраны труда работников организаций при выявлении нарушений требований по охране труда, которые могут привести или привели к аварии, несчастному случаю на производстве и другим тяжелым последствиям;
- требовать от должностных лиц контролируемого субъекта немедленного устранения нарушений требований по охране труда, угрожающих жизни и здоровью работников, а в случаях непосредственной угрозы их жизни и здоровью – приостановления работ до устранения нарушений;
- обращаться в техническую инспекцию труда для принятия необходимых мер по устранению выявленных нарушений;
- выполнять другие действия, предусмотренные законодательством, коллективными договорами, соглашениями и настоящим Положением.